Информация по комплектованию школы на 2025-2026 учебный год опубликована на официальном сайте в разделе "Алгоритм поступления".
ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ШКОЛЬНАЯ ЛИНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ для учеников, родителей и педагогов. Мы на связи с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, готовы выслушать, поддержать и помочь.
Телефон доверия: +7 (499) 40-33-548.
ОНЛАЙН-ЗАПИСЬ
График встреч руководства школы с гражданами
График заездов в Видное
С уважением, Рачевский Е.Л.
Про оценки и отметки
Про оценки и отметки (10.01.2009)
Приветствую всех детей, родителей, коллег и гостей нашей школы!
У зимних каникул есть особенность: поскольку их протяженность носит относительно долгий характер, они пробуждают стремление к активной продуктивной деятельности. Очевидно, именно с этим связано большое количество вопросов, пришедших на мою страничку на школьном портале. Среди обозначенных проблем (автобус, каникулы, лыжи, ЕГЭ, ГИА, экзамены в вузах и пр.) было несколько вопросов о системе выставления оценок. Причем, они пришли не только от старшеклассников, которые начали каникулы, получив полугодовые отметки, но и другой части нашего школьного населения, академическая жизнь которых измеряется триместрами. В связи с этим я начинаю небольшую серию реплик, посвященных проблемам школьных оценок и отметок. А поскольку я связан форматом 548-и слов в одном послании, придется разбивать рассуждения на несколько частей.
Начнем с того, что оценка и отметка - не одно и то же. Оценка - действие, не нормируемое никакими локальными актами (приказами, распоряжениями, инструкциями и пр.). Но она, оценка в школе, регламентируется моральными нормами, которые вполне допускают такую оценку, как "Молодец!" "Талантливый ребенок…", "Удивительное понимание текста!", "Немного ленив", "Надежда школы (семьи, города, страны)" и пр. Возможны поощряющая, доброжелательная улыбка, жест доброй воли, даже конфета или пряник, если учитель точно знает, что у ребенка нет аллергии на шоколад.
Но эти нормы не допускают публичное негативное оценивание личности с использованием жесткой лексики: "Беспредельно туп…", "Безнадежный двоечник…", "Абсолютный лентяй". При этом возможно оценивание не человека, но действия: "Дурное решение", "Беспредельное поведение", "Наглое списывание" и пр. Адекватное и справедливое оценивание действия не наносит морального ущерба, поскольку оценивается не человек, а его конкретное действие, ведь даже очень хороший ученик и человек может предложить совершенно неверное решение задачи. В этом случае справедливое оценивание его действий носит продуктивный характер и может привести к успеху.
Очень важно выбирать правильную ситуацию для публичного оценивания, и не обязательно только негативное оценивание должно носить непубличный характер. Иногда чрезмерные публичные похвалы могут принести вред, особенно в подростковой школе, где академические успехи не всегда являются самыми главными в оценивании себя и своих сверстников.
Можно ли учить без оценок?
Вот мнение, изложенное в одной методической рекомендации: можно, если не ставить задачу научить (особенно - научить всех!), если руководствоваться принципом: "Не справляешься, или не интересно - уходи". Но уже в этом есть оценка: не справляешься, не можешь, не интересно! Встречается ли подобная ситуация в системе общего образования и, если да, то как часто? Конечно, и, прежде всего, - в сфере свободно избираемого образования. В системе обязательного образования объективно она тоже может присутствовать, например, за пределами требований обязательного минимума или стандарта (для справки: обязательный минимум содержания образования - это то, что обязательно должны учить все школьники страны и региона). Но в той мере, в какой учитель несет ответственность за результаты овладения курсом, обучение без оценок для него невозможно - оценка дает ему информацию: как он выполняет свою задачу, о том, как идет научение.
Даже маленьким детям полезна оценка - в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же сложными навыками, не получая регулярно информации о том, как идет процесс научения, практически невозможно.
Позиция Б. Скиннера, американского психолога: голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом научения - последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Если какое-то действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, можно многому научить, если игра становится реальным средством получения пищи.
Тему продолжим…
Информация по комплектованию школы на 2025-2026 учебный год опубликована на официальном сайте в разделе "Алгоритм поступления".
ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ШКОЛЬНАЯ ЛИНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ для учеников, родителей и педагогов. Мы на связи с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, готовы выслушать, поддержать и помочь.
Телефон доверия: +7 (499) 40-33-548.
ОНЛАЙН-ЗАПИСЬ
График встреч руководства школы с гражданами
График заездов в Видное
С уважением, Рачевский Е.Л.