Сайт содружества государственного автономного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа №548 "Царицыно"
Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.     Сенека
Летний лагерь «Школа-Мастерская. Продвижение – 2014» 02-15 июня 2014г.



Со 2 по 15 июня на загородной базе ГАОУ №548 «Царицыно» проходил круглосуточный профильный профориентационный лагерь «Продвижение-2014». В программе участвовали 52 подростка  11-15 лет.
Дальней целью лагеря являлось самоопределение подростков, ближней – развитие представления подростка о себе: интересов, ценностных ориентиров, коммуникативных способностей.
Работу лагеря можно разделить на три этапа. На первом этапе работы проходило знакомство участников и запуск сюжетной игры «Меркатория». На втором –интенсивная работа мастерских (объединений по интересам), на третьем – подведение итогов и подготовка к Фестивалю.
На первом этапе была плотная череда дел: формирование групп, установление правил, создание благоприятной психологической атмосферы. Внутри групп прошло знакомство. Затем была работа по выстраиванию ожиданий  от лагеря и постановке личных целей, которые хочется достичь именно здесь.  Цели-ожидания собраны, опечатаны и отданы на хранение взрослым для того, чтобы в конце смены снова на них взглянуть и сравнить полученное с запланированным.  Группы представили себя на вечернем творческом деле. Знакомство состоялось. 


На следующий день мы запустили многодневную сюжетно-ролевую игру «Меркатория». Игра моделировала ситуации, в которых участникам приходилось активно принимать решения, личный и групповые, тактические и стратегические; осознавать личные приоритеты, соотносить их с групповыми; соотносить выбираемую социальную игровую роль с игровыми задачами (роль приносила баллы команде, если реализовывала себя, в противном случае – только «потребляла», то есть на нее тратились игровые командные баллы). Четыре команды превращались в четыре земли (Небо, Земля, Вода, Огонь). Задача каждой земли – развиться.  Эта не очень определенная игровая цель вынуждала игроков задаваться вопросом «каковы критерии развития, что это значит?». В ходе игры можно ведь реализовать любой сценарий, никто не сказал, как правильно, а как- нет. 
Команды выстраивали свои ценностные профили (заявляли о своих принципах), на основе которых выстраивали свой способ игровой жизни: «строили» инфрастрктуру, распределяли-вкладывали игровые баллы в игровые ходы.  Игра вносила  элемент случая, «судьбы», тогда команды оказывались  в ситуации «плохого выбора», что вынуждало участников жертвовать какими-то ценностями. Таким образом происходило уточнение,  развитие ценностного «профиля» команды.
Общелагерные события были вписаны в игровой контекст и работали на конкурентный план игры: команды соревновались друг с другом, набирая игровые баллы, с помощью которых могли делать игровые ходы. Это полоса препятствия, спортивные состязания разных видов, конкурс эмблем лагеря.



Интересным было и то, что команды должны были не только заявить о своих ценностях, а еще и подтвердить их поступками, только в этом случае достигнутый «остров» мог считаться занятым (быть способными свою культуру распространять). Команда, заявившая о своей любознательности, провела конференции по разным темам (компьютерные игры, книги, техника), команда, заявившая о справедливости как о базовой ценности искала способ справедливого принятия решения, причем не игрового, а совершенно реального: как честно распределиться по мастерским, при том, что есть количественные ограничения. Эта команда провела социологический опрос, на основании которого принималось решение о формировании состава мастерских. Команда, заявившая здоровый образ жизни, провела соревнования по волейболу. Акция «Тайный друг» проведена командой, которая заявляла о ценности «дружба». Сотрудничество способствовало организовать очередность на астрономическую лекцию. Забота об окружающей среде подтверждена уборкой территории.  В общем, «назвался груздем – полезай в кузов».  Внутренняя жизнь лагеря наполнялась содержанием, актуальным и интересным для всех.
Игра подошла к своей кульминационной точке. Изначально неравные стартовые условия (особенности территории, климат, ресурсы) усугубились новой вводной: одна из земель заражена. Мир Меркатории  выбирает, какую позицию занять по отношению к заболевшей земле: игнорирование, уничтожение или участие. Жребием определялась земля, которую постигло заражение. Одной из команд очень не везло с игровыми ходами, определяемыми игрой. И в этот раз жребий выпадает именно ей. Игроки уже начали подозревать взрослых в сговоре.  Поскольку по условиям игры не все  участники «заболевают», команда должна выработать позицию по отношению к ним и сформулировать дальнейшие шаги по отношению к самим себе и к миру. Команда ведет внутреннее обсуждение.   Чтобы другим землям не удалось уж  совсем проигнорировать проблему соседей, модераторы игры запускают процедуру «Ангелы правды»: в центре зала два стула («больной», «здоровый»), из команд выходят два участника, которые желают почувствовать себя в диалоге в  выбранной роли, и еще два участника из команд стоят за их спинами в роли Ангелов Правды, их задача – считывать подтекст проговариваемых сообщений, угадывать желания и чувства.  В зале стояла тишина, все  внимательно слушали. Так «мир здоровых» примерил на себя роль «больного». И позиция избегания и безучастия была уже невозможна.  Дальше появляется новая вводная: «…заражение продолжается. Мир спасется, если все соберутся на земле самого достойного».   Все земли отвечают на вопрос, как решить, кто «самый достойный», по каким признакам и критериям это определить. Особенность этой игры была еще и в том, что в ней был «правильный ответ», который и останавливает игру, определяет победителя («самая достойная – ТВОЯ земля», но игроки об этом узнают в самом финале).  Земли, которые заявят о своей земле как о самой достойной, выживают, те, которые объявляют достойной другую – теряют свою идентичность и присоединяются к «земле самого достойного». Команда, которой всю игру «не везло»,  и которая «заразилась», объявляет себя самой достойной. Другие три земли сходятся на общем решении, то есть выбирают одну землю «лучшей». Предсказание (решение) игры все это время висит в конверте на доске, конверт вскрывается, наступает развязка. 


Дальше запускается процесс завершения игры, с анализом и личными откликами. Выход из игры обозначается снятием ролей и «переходом» из игрового пространства в реальное.
При анализе игры участники отмечали:
- было создано особое игровое пространство, где были настоящие переживания;
- особая атмосфера игры «уплотнила время»: участники «как будто уже давно знают друг друга и лагерь идет уже три недели»;
- «есть ощущение наполненности жизни и включенности»;
- «интересно было отвечать на вызовы игры, понять, чем же это все закончится»;
- «много раз участвовать в групповом принятии решения»;
- «стратегическая сложность: тяжело все условия держать в голове и принимать рациональное решение»;
- «нехватка игровых экономических взаимодействий внутри игры между командами (хотелось торговать и обмениваться)»;
- «хочется больше соревнований разного плана, это помогло бы всем ребятам чувствовать себя еще более включенными в игру».
Что было приятно отметить: уже после игры, какие-то принципы, запечатлевшиеся как игровые, были использованы в реальной обыденной жизни. Например,: «подтверждай заявленные принципы поступками», «если бы я был твоим внутренним голосом» - эти фразы уже ложились на подготовленную почву.

Что было приятно отметить: уже после игры, какие-то принципы, запечатлевшиеся как игровые, были использованы в реальной обыденной жизни. Например,: «подтверждай заявленные принципы поступками», «если бы я был твоим внутренним голосом» - эти фразы уже ложились на подготовленную почву.
Игра «Меркатория» сделала лагерь включенным, сотрудничающим, сплоченным за невероятно короткий срок (пять дней), создала условия для эффективной работы на мастерских, когда участники занимают активную, сотрудничающую позицию. 

Вторая половина лагеря была посвящена работе мастерских и мастер-классов. Работали шесть мастерских: мультипликация, видео, журналистика, урбанистика, техно, театр.


На мастерской журналистики ребята писали заметки о жизни  лагеря, выполняя работу пресс-центра, знакомились с тонкостями интервью и репортажа. Полученные знания сразу же были приложены в экскурсионной поездке, ребята взяли несколько интервью и сделали репортажи. Студенты из полиграфического колледжа рассказали  про верстку и дизайн. Наши ребята были готовы к более сложной работе: хотелось поработать именно  с верстальной программой и познакомиться  с основами дизайна в полиграфии.  Состоялась встреча с профессионалом, это фотожурналист, бильд-редактор журнала «Коммерсант. Власть», Тимошенко Александр Прохорович. Ведущие журналистской мастерской - Касьянович Елена Михайлорвна, Камитдинов Никита
На мастерской мультипликации ребята поработали в шести техниках (!) и создали шесть мультфильмов. Прекрасно было и  то, что результат работы не был отсрочен, ребята видели его тут же.  Это сохраняло высокую мотивацию у всех участников мастерской при  том, что работа была очень  кропотливой. Руководитель мастерской – Дружинина Мария.



Видеомастерская  создавала игровой фильм по истории, придуманной  в этой творческой группе. Ребята прошли через весь процесс создания фильма: создание идеи, истории по законам драмы (с героем, проблемой, трансформацией), потом история превратилась в сценарий, затем -  раскадровка, съемки, монтаж. Руководители мастерской – Шишкин Роман, Пшеничников Егор.




Мастерская «техно» дала в полной мере почувствовать ребятам себя творцами. От проектирования в 3-D программе и печати на 3-Dпринтере к программированию и запуску роботов. Каждый мог спроектировать маленький сувенир и вывести его в печать. Так задумка превращалась в предмет. С нами сотрудничали преподаватели Политехнического музея, раздела «Робототехники» - Кацюба Александр и Дубровская Марианна.
Мастерская урбанистки погружала участников тему профессии будущего - «урбаниста». Студенты и выпускники РАНХиГС объясняли, что такое обустройство городской среды, что такое правильно организованная среда, какими средствами это решается, кто такой активный горожанин, что от него зависит в городе будущего. Ребята были на краеведческой экскурсии по Видному, анализировали фотоматериал готовых территорий и делали коллажи хороших вариантов по заданным критериям, проанализировали территорию нашей загородной базы и наметили пути ее изменений. Руководители мастерской – Орлова Анастасия, Карасев Павел.
Театральная мастерская развивала в участниках актерское мастерство, спонтанность, открытость, пластичность через разнообразные этюды. Руководитель -  Бортков Кирилл.
Кроме продолжительных мастерских работали мастер-классы:
- по валянию из шерсти, 
- изготовлению миниатюр из полимерной глины, 
- созданию оригинальных открыток, 
- мыловарению, 
- плетению «ловцов снов», 
- игре на этнических барабанах
- подготовка декораций к Фестивалю.
 Была астрономическая лекция и наблюдение за ночным небом, вел занятие Клыков Дмитрий.
 В середине смены состоялся экскурсионный день. Весь лагерь разделился на три группы: одни поехали на радиостанцию «Серебряный Дождь», вторые – в  центр технологической поддержки образования МЭИ узнать про системы навигации, третьи отправились в МАТИ им. Циолковского узнать о беспилотниках,  роботах, самолетах.


Особое место в программе лагеря занимает поездка в аквапарк. Это было здорово! Потому что ребята стремились быть вместе, и им было весело.
На заключительном этапе работы лагеря проходила подготовка к Фестивалю. Фестиваль – отчетное дело лагеря, на котором все мастерские показывают свои достижения, рассказывают о своей работе. Это возможность увидеть в полной мере работу всего лагеря и самому участнику оценить внутри себя степень своей включенности и продуктивности. Подведение личных итогов работы в лагере проходило в последний день. Ребята вскрывали свою «капсулу времени», созданную в первый день и сравнивали полученное, прожитое в лагере с ожиданиями, сформулированными в первый день работы лагеря.  Активная обратная связь в процедуре «социометрия», позволило увидеть себя глазами сверстников. 


Для нашей программы не хватает времени. Нам нужно делать две смены, и  дети, и родители, и мы сами это уже чувствуем и  понимаем.


Нам хорошо жилось в Видном, Светлана Анатольевна Чернышова  и все сотрудники нас поддерживали и помогали. Было уютно,  чисто, вкусно и удобно.

Огромное спасибо всем-всем, кто принимал участие в организации и проведении лагеря, кто поддерживал его на всех стадиях развития! Всем участникам спасибо!

Отдельная специальная  благодарность моим дорогим товарищам, коллегам, ангелам-хранителям, мастерам игры, единомышленникам: Тиматковой Елене, Исаковой  Наталье, Касьянович Елене, Нагаевой Елене. До будущих встреч!

С уважением, начальник лагеря «Летняя Школа-Мастерская. Продвижение-2014», Пшеничникова Л.В.