Сайт содружества государственного автономного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа №548 "Царицыно"
Спокойно ждать научаемся мы лишь тогда, когда нам уже нечего ждать.     Мария Эшенбах

Журнал «Религия и право», 2003, № 1

Религия и религиоведение в государственных средних школах: современные подходы

В городе Киеве рядом с Золотыми Воротами стоит новый великолепный памятник Ярославу Мудрому, автору свода законов «Русская Правда». Эта статуя напоминает нам, что уже в XII веке на Руси существовало правовое государство и ранняя форма демократии. Ярослав Мудрый поддерживал образование, понимая, что для сильного государства нужны образованные граждане.

Дональд Джарвис

Статья представляет собой текст выступления автора на конференции в Украинской академии наук (22-23 октября 2002 г., Киев, Украина) и на второй Казанской научно-теологической конференции «Конец мировой истории» и современное общество 25-26 октября 2002 г., Казань, Россия.

Многие думают, что религия должна быть частью образования детей. После распада Советского Союза и особенно после террористических актов последних лет в России и США вопросы преподавания религии в школах стали крайне актуальными везде, в частности в СНГ. В марте 2002 г. Сергей Кириенко заявлял, что правительство РФ хотело бы выработать новую религиозную политику и новый единый стандарт для религиозного образования, в частности исламского. До этого, в 1999 г., Российская академия образования и правительство Дагестана организовали в Москве «круглый стол» с участием ученых, представителей министерств, средних школ и общественных организаций, чтобы обсудить роль идеологии в образовании. Участников прежде всего беспокоил «идеологический вакуум» в образовании молодежи.

Естественно, их беспокоило и духовное состояние учеников. Как уже отмечал ранее Михаил Новак, одна из причин заключается в том, что рыночная экономика неэффективна без соблюдения бизнесменами этических норм. Заключение успешных контрактов, ведение бухгалтерии, эффективная реклама, отношение руководителей с рабочими — все это требует высокого уровня честности и чуткости.

Это подтверждается двумя примерами. Одним из них является экономическое чудо Финляндии — страны, которую можно справедливо назвать «скандинавской Японией». Недавно я задал послу Финляндии вопрос о причине бурного экономического роста этой страны. Одной из причин он назвал своевременное и постоянное долгосрочное инвестирование в сферу образования. Другой причиной, по данным многочисленных рейтингов, является то, что в Финляндии самый низкий уровень коррупции в мире.

Другое доказательство решающей роли морального фактора в экономической жизни — это удар по американской экономике, нанесенный рядом скандалов в сфере ведения нечестной «двойной» бухгалтерии в крупнейших фирмах США. По мнению многих обозревателей, нечестные работники в руководстве компании «Энрон» и в ряде других крупных корпораций США были гораздо больше деструктивны для экономики страны, чем фанатики-террористы Усамы бен Ладена.

Данные литературы и дискуссии о роли религии в образовании не дают окончательных официальных решений и рекомендаций для школ. Возможно, обзор подходов разных стран и проблем, свойственных каждому подходу, будет полезен для религиоведов, педагогов и чиновников. Данные для этого обзора взяты из научных журналов, из газет и из неформальных интервью с представителями некоторых стран.

Наставление, религиоведение и воспитание

Размышляя на эту непростую тему, прежде всего необходимо определиться с терминами. Мы должны различать по крайней мере три вида «религиозного образования»: 1) наставление; 2) религиоведение; 3) этическое воспитание.

Под «наставлением» понимается преподавание учения определенной религиозной организации ученикам, которые являются членами этой организации. Это иногда называется «катехизаторскими курсами». Такое наставление в государственных школах часто — но далеко не всегда — ведут церковнослужители конкретной конфессии. Во всех странах, которые уважают принципы свободы совести, ученики публичных средних школ имеют право не посещать такие курсы или родители имеют право освободить своих детей от этих курсов.

Под «религиоведением» понимается преподавание истории религии или преподавание объективного, научного обзора современных религий. Такие курсы по религиоведению в государственных школах обычно ведут сами учителя этих школ.

Под «этическим воспитанием» понимается объективный, сравнительный обзор разных взглядов на этику и воспитание характера. На самом деле такие курсы по этике не «религиозны», но являются неотъемлемой частью политики и целей религиозного образования в школах. Их в государственных школах обычно ведут учителя этих школ. Такие курсы по этическому воспитанию часто предлагаются как факультативные курсы в публичных школах, где также преподаются курсы по наставлению в одной или более религиях.

Существует много подходов к религиозному образованию в публичных школах, но те страны, которые соблюдают свободу совести, можно сгруппировать в четыре категории по их подходам к преподаванию религии:

1) наставление в единственной религии;

2) наставление в одной из нескольких религий;

3) преподавание религиоведения или этического воспитания;

4) отсутствие религиозного образования в публичных школах.

Наставление в единственной религии

В нашем обзоре только несколько стран предлагает ученикам средней школы наставление в единственной религии. Это европейские или исламские страны, где подавляющее большинство учеников являются мусульманами или членами католической или православной церквей: Греция, Иордания, Италия, Польша. Кроме того, канадская провинция Квебек тоже предлагает ученикам католицизм. Так как все эти страны уважают свободу совести, их школы дают ученикам возможность не прослушивать такие курсы. В Польше и Квебеке ученики также могут выбрать курс по этике. В Польше преподавание религии было введено только в 1990 г. Хотя в парламенте сразу возникли горячие споры об этом и было несколько судебных исков против введения этого предмета, через несколько лет и Сейм и Конституционный суд отвергли все протесты, и в 1995 г. 67% населения поддержало обучение основам католицизма в школах Польши.

В этих странах многим гражданам кажется естественным и необходимым преподавать ученикам основы той веры, которая сыграла огромную роль в истории страны и является значительным духовным наследием всего народа. Некоторые надеются, что преподавание одной исторической веры будет каким-то образом объединять население.

Но, как хорошо известно, в любой развитой стране далеко не все признают одну «официальную веру». Ученики, которые принадлежат к другим конфессиям, редко желают посещать такие занятия и имеют право этого не делать. Кроме того, такие курсы по наставлению в вере редко вызывают серьезный интерес даже со стороны учеников, принадлежащих к «официальной религии». В связи с этим в странах, где ученики мало знают о религии национальных меньшинств, часто возникают серьезные вопросы об этноцентризме и об отсутствии толерантности к меньшинствам.

Наставление в одной из нескольких религий

В нашем обзоре четыре страны предлагают ученикам наставление в одной из нескольких религий. В Европе — это Австрия, Германия и Испания, которые предлагают ученикам выбор между католицизмом и протестантизмом. Все страны предоставляют ученикам выбор: в Австрии — свободное время, в Германии — этическое воспитание, в Испании — иудаизм и ислам. Еще одна страна, которая предлагает религиозное наставление на выбор, — это Филиппины. Проблемы, связанные с преподаванием двух или более религий в школах, не получили глубокого рассмотрения, но представляется, что они очень похожи на проблемы наставления в одной религии.

Религиоведение или этическое воспитание

В нескольких современных правовых государствах ученики публичных средних школ изучают религиоведение и этику. По крайней мере пять стран северной Европы предлагают ученикам курсы по религиоведению: Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция. В основном эти курсы преподают учителя средних школ, в составе курса преобладает история христианства. В Финляндии курсы по религиоведению ведут специальные преподаватели, закончившие семинарии. Эти курсы для школьников иногда включают и обзор этических принципов. На Тайване и Японии ученики публичных школ обязаны изучать этику, и учителя в этих странах стараются не только говорить об этике, но и воспитывать в детях нравственное поведение и характер.

А. Колодин в 2001 г. отстаивал необходимость преподавания религиоведения в публичных школах России, но обязательно без «воцерковления» учителей. Он высоко оценил религиоведение как крайне нужный предмет, который может развивать характер и толерантность школьников, потому что религиоведение «неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе».

Многие полагают, что обзор мировых религий часто более интересен, чем наставление в какой-то одной вере. Кроме того, они считают, что курсы по религиоведению помогают уменьшить предрассудки учеников относительно нетрадиционных религий. Но надо признать, что общая эффективность религиоведения или этики в средних школах в целях повышения толерантности пока в научной литературе не доказана.

И надо признать, что преподавание религиоведения в публичных школах проблематично, потому весьма трудно сказать, что такое «объективное преподавание» данной веры или истории данной религиозной группы? Сложно протестанту учить католицизму так, чтобы католики были этим довольны, как трудно православному преподавать ислам так, чтобы мусульманин был этим доволен.

Исключение религии из школьной программы

Безусловно, самая распространенная политика в области религии в школах — это исключение религии из школ. В нашем кратком списке такая политика присутствует в 18 странах: Албания, Бельгия, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Дания, Индия, Казахстан, Колумбия, Мексика, Монголия, Россия, США, Украина, Чехия, Швейцария, Франция и Французский Таити.

Исключение религии из государственных школ решает массу проблем в странах, где есть атеисты или приверженцы более одной конфессии.

Во-первых, налогоплательщики редко любят платить за то, чтобы их детей наставляли в чужой вере. Наряду с этим всегда возникают вопросы о ресурсах: если школьная система предлагает курс по одной религии, будет ли достаточно преподавателей, материалов и места, чтобы преподавать курсы по всем конфессиям, в которые ученики верят? Будут ли предложены альтернативные курсы, которые удовлетворят атеистов? И, как отмечено выше, даже могут возникнуть серьезные вопросы об объективности религиоведения в школах.

Один из подходов к преподаванию религии в государствах, которые исключают религию из публичных школ — это обучение в церковных школах. Почти в каждой стране существуют такие церковные школы, куда верующие ученики могут ходить добровольно. Но для таких отдельных школьных систем вопросы ресурсов стоят еще острее — родители, которые и поддерживают такие школы, и платят налоги на публичные школы, обычно просят помощи у государства. Диапазон решений этого сложного вопроса широк: от Англии, Бельгии и Франции, где государство платит почти полностью за церковные школы, до США, где законы и многочисленные решения Верховного суда строго ограничивают государственную долю поддержки церковных школ.

Остается преподавание этики и этического воспитания в публичных школах, что дает возможность преподавать мораль без сложных вопросов религии в государствах, которые исключают религию из публичных школ. В Японии и на Тайване для всех учеников обязательны курсы по этике без преподавания религии, и почти все христианские страны предлагают такие курсы как альтернативу курсам по религии или по религиоведению. Но многие сомневаются в том, что можно научить этике без веры. Как замечено выше, общая эффективность преподавания этики в школе в целях толерантности пока в научной литературе не доказана.

Конечно, исключение преподавания религии из публичных школ возвращает нас к первой проблеме, которая была упомянута в начале статьи: ученики могут остаться в опасном «идеологическом вакууме». Одно возможное решение в странах, которые исключают религию из публичных школ — это параллельная система религиозного (не светского) образования, которую религиозная группа предлагает в храмах, в домах или в специальных помещениях недалеко от школ. Это дает ученикам возможность посещать курсы и получать наставление до или после школы или, если закон это позволяет, в течение школьного дня. Преимущество этой системы в том, что она не ущемляет права тех, кто не придерживается этой религии, и не тратит их денег. Такие параллельные системы религиозного образования поддерживают некоторые церкви, в том числе церковь Иисуса Христа святых последних дней и некоторые протестантские церкви.

Самая серьезная проблема с такой системой состоит в том, что она дорога и требует огромного количества учителей, хотя надо заметить, что она требует гораздо меньше ресурсов и учителей, чем полная система религиозных школ, где предполагается, что церковь должна предлагать и светское и религиозное образование.

Заключение

Потребность общества в толерантных и честных гражданах заставляет многих думать, что религия или, по крайне мере, этика должна стать частью школьного образования. Приблизительно половина стран, которые мы рассматривали, предлагают ученикам публичных школ наставление в вере, религиоведение, этику, или комбинацию всего вышеперечисленного. Все эти страны также предлагают учащимся выбор, который защищает их свободу совести, однако проблемы справедливости и эффективности присутствуют при каждом варианте. По всей видимости, меньше всего проблем представляет этическое воспитание. Большинство стран, которые мы рассматривали, исключает религию из публичных школ, но во многих таких странах существуют развитые системы церковных школ или другие возможности для наставления в вере.

Джарвис, Дональд Карл,

профессор, заведующий кафедрой германских и славянских языков

Университета Бригама Янга (США).