Сайт содружества государственного автономного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа №548 "Царицыно"
Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых.     Л. Вовенарг

Приветствую!

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Не нужно делать образование с угрюмым лицом. Дети это поняли значительно раньше взрослых, примерно на 5000 лет раньше, кажется в шумерской системе образования или в детских садах Месопотамии. Дети начинают улыбаться задолго до того, как начинают говорить. Эта улыбка – самая искренняя улыбка человечества. В ней все: готовность к взаимодействию, открытость и желание помочь, приветствие нового дня. Когда ребенок рождается – он плачет, громко и от всей своей новорожденной души. Но потом – улыбается, потому что ему органически присуще добродушие. Улыбка для него – первый способ коммуникации с миром. Если развитие проходит нормально, в соответствии с возрастом, а учебные атаки сопоставимы по своей мощи с его зоной ближайшего развития, он продолжает улыбаться даже во время Единого государственного экзамена. Работая в нашей школе несколько десятилетий, я обратил внимание на изменения в реакциях на школьный мир подростков и старших ребят: в последние 10 лет, здороваясь, они смотрят тебе в глаза. Я не очень это замечал, пока известный психолог К. Поливанова, побывав в гостях у наших пятиклассников, не обратила на это мое внимание. Стал приглядываться, увидел, что не только пятиклассники, но и все остальные смотрят в глаза, здороваясь, и - улыбаются. Возможно, что жить стало лучше, жить стало веселее, им виднее. И даже уходящие домой после непростого напряженного ученического дня старшеклассники демонстрируют позитивные эмоции.

Показательное место – школьная столовая. Я помню борьбу за пирожок в школьном буфете в начале 90-х, выломанные зубья алюминиевых вилок, уносимые в карманах ломти недоеденного хлеба. Нет, ничего этого не стало. Едят, разговаривая о чем-то важном, помогают друг другу убрать подносы, не оставляют на столах лужицы пролитого супа. Получаю несказанное удовольствие, наблюдая, как старшеклассники за обедом беседуют, доносятся обрывки их разговоров о разном, совместная трапеза становится поводом для спокойного общения. Но, когда они проходят мимо учительского стола к своим местам за обеденными столами, с подносами в руках, они все, без исключений, желают приятного аппетита. Я обедаю за учительским столом с коллегами. Они тоже желают друг другу приятного аппетита, причем, делают это дважды: в начале обеда и тогда, когда покидают стол. Дети продолжают проходить мимо и желать приятного аппетита. Не отвечать взаимностью никак нельзя. Вот уже год, прежде, чем зайти в школьную столовую поесть, я выясняю, не ли там вежливых старшеклассников, потому что обед превращает в нескончаемый обмен этими вежливостями. Попробовал исследовать каноны этики, сделал исторический экскурс, выяснил: французы никогда не говорят гостям “bon appetit”. Эта фраза, оказывается, означает пожелание хорошего пищеварения, но оно не всегда зависит от наших пожеланий. Представьте себе, что по школьному радио перед началом обеда идет информация о сварении или несварении желудка, об усмирении его кислотности, о регулировании функций стула.

«Приятного аппетита» может пожелать вышедший к публике шеф-повар, предлагающий насладиться результатом его труда. Поскольку наши тети Маша, Полина, Таня не могут покинуть раздачу блюд, шеф-повар школьной столовой не выйдет. Я помню, как почти смертельно поперхнулся наш учитель К. ложкой горохового супа, желавший ответить на пожелание приятного аппетита. Да и судя по тому, каким нечеловеческим аппетитом наделены наши дети, зачем еще его желать, у нас нулевые отходы.

Поэтому прошу: во время обеда и завтрака в школьных столовых, еще не получивших мишленовские звезды, не блистающих молекулярной кухней, авторскими кулинарными изысками, никому не желайте приятного аппетита, хорошего дня, вечной молодости, удачи. Достаточно вашей улыбки. Ешьте на здоровье!

P.S. Эта реплика не означает, что в 548-й нет других, более насущных проблем. Есть, и еще сколько! О них в следующий раз.