Сайт содружества государственного автономного общеобразовательного учреждения города Москвы "Центр образования №548 "Царицыно"
Путь в тысячу ли начинается с первого шага.     Лао-Цзы

548 слов о важном (06.02.2014)

После трагических событий, произошедших в школе 263 района «Отрадное», родители написали мне несколько писем, достаточно тревожных и обеспокоенных, о проблемах безопасности в нашей школе. В письмах содержится ограниченное количество предложений, связанных, в основном, с заменой охранников ЧОПов на сотрудников полиции из вневедомственной охраны и установкой турникетов в вестибюлях школы.

Одновременно с этим в СМИ стали высказываться суждения, гипотезы, рецепты, намерения о том, что же нужно делать, чтобы это никогда не повторилось. Предметом аналитики стали воспитательная работа в школах, деятельность школьных психологов, наличие достаточного количества кружков и пр. В Общественной Палате России на днях состоится обсуждение проблемы подростковой преступности, говорят, что она растет. Совсем недавно говорили о том, что она падает. Статистика у нас вещь совсем непростая. Но мне есть с чем сравнивать реальную ситуацию: в последнее десятилетие каждый случай незначительного правонарушения стал предметом пристальной работы наших сотрудников. Мало кто помнит ситуацию середины и конца 80-х, когда в Орехово-Борисово шли подростковые войны, а противостоящие войска формировались по территориальному признаку, шли друг на друга колоннами, вооруженными палками и цепями. Сейчас этого нет, социум стабилизировался, а географическая идентичность перестала быть причиной противостояния.

Итак, наша система безопасности. У школы есть договор с частным охранным предприятием РУСЬ-СН, которое выиграло конкурс, проводившийся городским тендерным комитетом, организация прошла все необходимые экспертные оценки и лицензионные процедуры структурами МВД. В каждом здании нашего комплекса организована система внутреннего и внешнего видеонаблюдения с архивированием видеозаписи, установлены кнопки срочного вызова правоохранительных органов, охранники соблюдают пропускной режим, фиксируя все в соответствии с должностной инструкцией. Систематически проводятся тренировочные мероприятия на случай стихийных и прочих бедствий, есть система автоматического пожаротушения.

От чего мы не застрахованы? Как и любое поселение, магазин, кинотеатр, местная или федеральная администрация, аэропорт, вокзал, метро и пр. – от фактора случайности. В данном варианте речь идет о том, что «отрадненский стрелок» 10 лет учился в школе 263, учился очень хорошо, был тихим, спокойным, добропорядочным мальчиком из адекватной семьи. Но в его доме находились в абсолютной доступности винтовка и все остальное. Мы не знаем, какой сдвиг в его сознании произошел в этот день. Мы не знаем всех обстоятельств, приведших к этому трагическому действию. Все это в совокупности и не может быть объектом предвидения. Бесконфликтного сообщества не бывает. Невозможны ситуации вечного праздника и всеобщего согласия. Мне приходится как директору применять меры административного воздействия, наказания. Приходится кого-то увольнять. И я не могу всем объявлять благодарности и выписывать премии только по той причине, что кто-то обиженный возьмется за пистолет.

Мы привыкли к эпидемиям гриппа, стихийным проявлениям какой-нибудь ветрянки или кори. Но для нас по-прежнему все случаи психических заболеваний, их латентных или явных проявлений представляются чем-то необычным и потусторонним. Посмотрите актуальный материал на эту тему.

Означает ли это, что все мы находимся в ситуации потенциальной опасности? Конечно, точно также, как и те, кто живет в зонах цунами, тайфунов, землетрясений, встречи с астероидами, интенсивного дорожного движения; кто летает на самолетах, ездит в поездах, поднимается на лифте, берет в руки нож, чтобы отрезать кусок хлеба, покупает продукты на рынке или в магазине, смотрит телевизор, бреется по утрам , лечится с помощью интернета и аптеки.

Что можно сделать? Попытаться жить в ситуации правды, спокойствия, знать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. Помню, как в середине 90-х неподалеку от школьного стадиона раздалась автоматная стрельба. На поле были пятиклассники, которые, услышав выстрелы, сразу же легли на землю, а взрослые стали смотреть, кто, откуда и из чего стреляют. У пятиклассников за плечами уже был первичный курс ОБЖ.

Что мы можем сделать вместе? В школе работают внимательные, чуткие, готовые к диалогу классные руководители, психологи, социальные педагоги. Они всегда обращают внимание на проявление тревожности, непривычного поведения. И они готовы помогать, объединяя усилия с родителями. Помните про это.